Не надо «развивать» ребёнка и «подгонять» его. Это бесполезно!

Загрузка...
Загрузка...

Советы лучшего российского педиатра.

Педиатр Фёдор Катасонов ведет популярный Телеграм-канал о детском здоровье «Федиатрия», в котором у него почти 22 тысячи подписчиков. Вскоре у него выходит одноимённая книжка с советами родителям.

Предлагаем вашему вниманию его статью о том, почему не надо искусственно «развивать» детей.

Очень важная, на мой взгляд, мысль, которую я пропагандирую среди своих пациентов:

Ребёнка не надо развивать!

У каждого ребёнка есть заложенная генетически программа развития. Эта программа определяет сроки и порядок развития определённых навыков.

Один ребёнок раньше ползёт, чем сидит, другой наоборот. Один ползает до победного, а другой, минуя четвереньки, сразу встаёт и идёт. Всё это варианты нормы.

Однако желание подтянуть своих детей до какого-то идеала (или до детей своих друзей) приводит к тому, что родители начинают усиленно заниматься своими детьми, пытаясь ускорить их развитие.

Зачем? Куда вы спешите? Что хорошего произойдёт, если ваш ребёнок пойдёт или поползёт раньше положенного? Почему вы не хотите насладиться каждым его периодом?

Возможно, самый славный возраст в жизни ребёнка — это 3–4 месяца. Я зову его возрастом «эмоционального кабачка» — когда малыш уже активно реагирует на взрослых и вовлекается в эмоциональный контакт, но ещё не способен самостоятельно перемещаться. Насладитесь этим, не спешите «учить» его ползать, тем более что это совершенно бесполезно.

Но даже если вам очень хочется ускорить развитие вашего младенца, надо понимать, что вы или не добьётесь никакого результата, или можете даже навредить.

Фёдор Катасонов

Дело в том, что для развития, например, двигательного навыка организм должен быть готов на всех уровнях: кости, хрящи и связки готовы выдержать нагрузку, мышцы готовы к движению, а самое главное — должна созреть регуляция этого движения, то есть нервная система. Как только все эти уровни созревают, навык возникает сам собой. Пытаясь воздействовать на это созревание (например, с помощью массажа с элементами лечебной физкультуры), вы, возможно, добьётесь какого-то результата, но внесёте сбой в нормальную программу развития.

К счастью, чаще всего программа ребёнка просто не позволит вам в неё внедриться. Но иногда можно надрессировать малыша делать что-то раньше срока. Не уверен, что это хотя бы раз привело к чему-то позитивному.

Можно приучить ребёнка к горшку уже в 8–9 месяцев, но какой ценой и — внимание! — зачем?

На один успешный сценарий придётся множество сопровождающихся неврозом и фрустрацией случаев. Хуже всего, если это приводит к психогенному запору, когда малыш так боится горшка, что удерживает стул — а это может закончиться болезненной дефекацией и ещё большим страхом горшка. Всему своё время!

Вместо того чтобы насильно развивать ребёнка, значительно полезнее способствовать его развитию.

Для этого ребёнку нужно создать развивающую среду. Для малышей это светлое безопасное пространство (пол), не очень чистое (ребёнку необходима антигенная нагрузка), с двумя-тремя игрушками. Почаще кладите малыша на живот и помещайте в эту среду — это лучшее, что вы можете сделать для развития в первые полгода жизни.

Для детей постарше есть различные виды развивающих сред: стеллажи с материалами на подносах, которые ребёнок берет когда хочет, занимается с ними сколько хочет и кладёт обратно на стеллаж.

А вы согласны, что ребёнка незачем «подталкивать»?

Источник