Умер кинорежиссер Георгий Данелия. Ему было 88 лет

Загрузка...
Загрузка...

Умер российский кинорежиссер Георгий Данелия. Ему было 88 лет. Об этом сообщает «Новая газета» со ссылкой на его семью.

В феврале кинематографиста доставили в одну из столичных больниц с воспалением легких. Позднее врачи ввели его в искусственную кому для стабилизации дыхания.

Георгий Данелия

В марте супруга режиссера Галина Юркова-Данелия сообщила, что самочувствие мужа немного улучшилось, однако он по-прежнему остается в больнице.

Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тифлисе, однако вскоре его семья переехала в Москву. Отучившись в Московском архитектурном институте, в 1956 году поступил на Высшие режиссерские курсы, где обучался в мастерской Михаила Калатозова. После этого работал режиссером-постановщиком «Мосфильма», а в 1960 году снял свою первую картину «Сережа».

«Я шагаю по Москве», 1963


Ему дали восемь лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились еще на Высших режиссерских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».\nЭтот фильм, как и большинство комедий Данелии, вошел в обязательный праздничный пул на отечественном телевидении.","caption":"«Джентльмены удачи», 1971","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313163641093/original_6ecbd3328a12f754a21e89c0a0ae1ead.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313163641093/pic_6ecbd3328a12f754a21e89c0a0ae1ead.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"Из воспоминаний Данелии о съемках фильма «Афоня»: \n«Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была \"Машина времени\" Макаревича, а вторая — \"Аракс\" Шахназарова. Теперь я очень горжусь, что \"Машина времени\" дебютировала в фильме \"Афоня\"». \n","caption":"«Афоня», 1975 ","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182257302/original_c01a3a1483d75384e1aed65978386bf1.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182257302/pic_c01a3a1483d75384e1aed65978386bf1.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"«Вообще-то грузины очень редко спиваются, — говорила потом в интервью Виктория Токарева, соавтор Данелии по «Джентльменам удачи». — Вино у них входит в культуру повседневной еды. Но Данелия был редким исключением… Однажды он сказал мне о себе так: \"Я — алкоголик, и это моя трагедия!\". Видимо, данное обстоятельство подвигло режиссера к созданию самой грустной комедии о пьющем работяге — Афанасии Борщеве.","caption":"На съемках кинофильма «Афоня», 1975","credits":"Фото: Анатолий Ковтун /ТАСС "},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182443708/original_325d7c3581957c66e01dadf33e3ec57f.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182443708/pic_325d7c3581957c66e01dadf33e3ec57f.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"«Не секрет, что Мкртчян любил выпить. И на съемках \"Мимино\" мы как-то раз договорились, что он двенадцать дней подряд не будет пить. На третий день уговора он подходит ко мне и говорит: \"Слушай, я теперь понимаю, почему среди начальства так много бездарностей. Потому что они не пьют, утром встают бодрые и все силы тратят на карьеру!\"» — вспоминал Георгий Николаевич после съемок.","caption":"«Мимино», 1977","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/19/20190313192751231/original_d785932259ed3f45e8348cc199e109ab.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/19/20190313192751231/pic_d785932259ed3f45e8348cc199e109ab.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"«Уже после фильма добрый приятель режиссер Давлатян рассказал мне, как его знакомые армяне смотрели \"Мимино\". Сели и только одного ждут: \"Сейчас нам эти грузины какую-нибудь свинью подложат\". Смотрят, смотрят — нет, вроде все нормально. И вот подходит время эпизода, где Мимино звонит из Западного Берлина. Спрашивает: \"В Дилижан можно позвонить?\" — \"Нет\". — \"А в Телави?\" — \"Да, можно\". И тут они как обрадовались: \"Вот оно, вот! Кто знает их Телави? Никто! А Дилижан — он все равно больше!\" Наорались, а через минуту поняли, что Мимино не с Телави соединили, а с Тель-Авивом. Получилось, что и на этот раз грузины армян не обидели…».","caption":"Юбилейный десятый Московский международный кинофестиваль. Народный артист РСФСР Георгий Данелия с исполнителями главных ролей в фильме «Мимино» заслуженным артистом Грузинской ССР Вахтангом Кикабидзе и народным артистом Армянской ССР Фрунзиком Мкртчяном","credits":"Фото: И. Гневашев / РИА Новости"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165335321/original_b057feaabe972576383b9f406f3c65df.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165335321/pic_b057feaabe972576383b9f406f3c65df.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"В 2010-е Данелия рассказывал в интервью, что слышал беседу одной российской журналистки с сестрой Барака Обамы. Та спросила: «Что ваш брат знает про Россию?» Сестра ответила: «В доме родителей была русская кассета с каким-то идиотским фильмом, который он смотрел бесконечно. Потом на все вопросы Барак отвечал: «Ку!». \nКстати, слово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно перевести как «задница» (употребляется для обозначения неприятного человека или события). Возможно, именно благодаря этому комедия \"Кин-дза-дза!\" в 1987 году получила специальный приз на фестивале в Рио-де-Жанейро.\n\n","caption":"«Кин-дза-дза», 1986","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165116325/original_6d3b08067ceb61f925f90ddc0f136a56.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165116325/pic_6d3b08067ceb61f925f90ddc0f136a56.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"Когда Александр Володин показал Данелии свой сценарий «Горестная жизнь плута», тот понял, что это название не соответствует идее будущей картины. Бузыкин не плут, его образ гораздо сложнее. Авторам пришлось поменять название на более, как им казалось, соответствующее смыслу картины — «Осенний марафон».","caption":"«Осенний марафон», 1979","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165602747/original_0031fb6cf23529bce6d855bbd2f6e126.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/16/20190313165602747/pic_0031fb6cf23529bce6d855bbd2f6e126.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"В этом фильме советский сюжет «вышел за выпивкой — попал на Запад» превратился в полнометражную комическую одиссею, потому что homo soveticus в мире, где «все есть», пропадает. Местным правилам он не обучен, все принимают его за агента КГБ, а из очередной передряги он вообще выходит израильским шпионом. Свобода обернулась тюрьмой, советский человек возвращается на родину с поднятыми вверх руками. Шел 1990-й, СССР оставалось жить всего год. ","caption":"«Паспорт», 1992","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/17/20190313170817071/original_f0b3952ad5000f58f339e4a9be9528bf.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/17/20190313170817071/pic_f0b3952ad5000f58f339e4a9be9528bf.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":814,"original_height":630,"alt":"На одной из пресс-конференций Данелия назвал свою картину «Орел и решка», которая не воспринималась как жанровая комедия, «лекарством против стресса».\n\nБюджет был настолько малым, что на съемки в Сочи группа вылетела всего на пару дней, а для московских сцен Данелия и оператор картины Геннадий Карюк предоставили свои квартиры.\n","caption":"«Орел и решка», 1995","credits":""},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182955451/original_89387d7ee6ca6b7737b0530673a7b463.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/13/18/20190313182955451/pic_89387d7ee6ca6b7737b0530673a7b463.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"Георгий Николаевич на склоне лет вел спокойную затворническую жизнь, не давая интервью даже самым упрямым журналистам и крайне редко появляясь на публике. «Зачем я буду напрягать свой мозг, отвечая на вопросы журналистов? Вместо этого я лучше придумаю новый эпизод для моего фильма», — говорил режиссер. Данелия сетовал на то, что на съемках ему в лучшем случае 50-60 процентов задуманного удается воплотить на экране. \n ","caption":null,"credits":"Фото: Владимир Астапкович / ТАСС "}]» data-link-gallery=»true»>

«Я шагаю по Москве», 1963

Данелия был народным артистом СССР, членом Союза кинематографистов СССР и академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2003 года возглавлял «Фонд Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино».

Режиссер известен по таким работам, как «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-Дза-Дза!».

Виктор Шендерович

Для моего поколения несколько лет назад наступил период плановых катастроф. Уходят из жизни те, без которых невозможно представить себя. И каждый из них — единственный.
Георгий Данелия… Произносишь имя — и улыбаешься целому миру, который возникает в душе.
Вычесть из нее «Не горюй!», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза»… — и это уже не ты.
Минус любовь, минус ирония, минус ум, минус печаль…
Данелия — это, конечно, никакое не советское кино. Мало ли при ком писали Гоголь и Чехов! Это было — про нас, про людей, и снято с такой любовью, с таким юмором и таким знанием человека, что переживет любую пошлую злобу дня. Это кино — навсегда.
Прощайте, Георгий Николаевич! Какое счастье, что вы были.

Ксения Ларина

Вот теперь мир остался без Георгия Данелии, без его светлой печали и печальной улыбки.
Словно огромная льдина откололась и уносит главных героев нашей истории, оставляют они нас.

Инна Курочкина

Данелия умер в день рождения Тарковского.
Такие дела, как говорил Курт Воннегут.

Лев Рубинштейн

На днях я случайно наткнулся на кинофильм «Не горюй!», который знаю практически наизусть. И не смог оторваться, посмотрел с начала и до конца. Не знаю, в который уже раз.

Светлая память мастеру.

Михаил Козырев

Я помню, как мы смотрели «Мимино» с родителями. И в этот момент — звонка в Тель-Авив вместо городка Телави — у мамы и у папы в глазах появились слёзы. Я не стал их потом спрашивать, почему. Но в этом эпизоде сконцентрировано столько всего… Нежелание и желание уехать из страны; непонимание того, что может ждать впереди, но при этом точный неминуемый итог: тебя всегда будет мучить тоска по родному дому и каждый раз, когда ты будешь петь песню из детства, даже с незнакомым человеком по телефону, тебя будут душить слёзы…
Спасибо за этот эпизод, Георгий Николаевич Данелия! Спасибо за фильмы, которые я помню и люблю всю свою жизнь.